САЙТ ДХШ №6
Урок композиции от Виктора Бритвина
09.01.2010
В плеяде иллюстраторов России Виктор Бритвин занимает одно из почетных мест. Ювелирная техника его иллюстраций давно завоевала популярность. Выпускник Санкт-Петербурской Академии художеств им. И.Е. Репина уже почти тридцать лет делится со студентами Чебоксарского художественного училища секретами композиции. Когда я узнала, что Виктором Глебовичем будет прочитан доклад на республиканском практическом семинарском занятии «Особенности преподавания композиции в ДХШ и ДШИ» ежегодно проходивший в ЧХУ решила непременно посетить это мероприятие.
Помню, еще постигая азы рисования на художественно-графическом отделении ЧГПУ им. И.Я.Яковлева ужасно завидовала коммерческой группе, которым представилась возможность получать уроки рисунка от самого Виктора Бритвина. Конечно же было много слухов о том, что просто так у него хорошую оценку не получишь, и надо серьезно выложиться на просмотре и показать уйму рисунков.
Чтобы прослушать доклад Виктора Глебовича, также и других талантливых преподавателей, пришло немалое количество народу из различных чебоксарских художественных школ и школ искусств. В самом начале Виктор Бритвин поделился со слушателями некоторыми проблемами, которые он обычно встречает на занятиях:
1.«Нынешняя молодежь, к сожалению, не умеют работать в процессе создания картины. Им не хватает внимания. Они очень быстро отвлекаются. «Умение работать в процессе» – это очень важная черта, которую надо вырабатывать еще на первой ступени начальной школы. Они должны уметь работать. К сожалению, в училище они приходят уже сформировавшимися характерами, и сложно уже что-нибудь исправить».
2. «Не хватает – умение работать с литературой. Это тоже надо закладывать в начальной школе. На своих занятиях очень часто даю такие задания как иллюстрация сказки или литературного произведения. И следует признать, что многие студенты не умеют анализировать литературное произведение, выявлять в нем главное: сюжет, героев и т.п. Прежде, книгу надо прочитать, понять: если не поймешь естественно, не сумеешь выделить главное. Надо выбирать ситуации, достойные изображения, понять смысл книги, то, ради чего она написана, выделить поворотные пункты, поворотные кусочки, затем суметь их зафиксировать. Когда происходит такой анализ, ребенок будет, не просто будет понимать произведение, что главное в нем, а поймет что хотел сказать сам автор. Лучше начинаешь разбираться в литературе, и сразу же меняется мнение о литературе, и начинаешь ее любить».
3. «Очень важно - умение работать со справочной литературой. Как оказалось тоже очень серьезной проблемой. Допустим, мы обращаемся к историческому произведению. Нужна информация, какой был костюм, архитектура, посуда в ту эпоху, который ты показываешь. Студенту просто не хватает соображение пойти в библиотеку и взять определенную справочную литературу. Эти знания тоже надо закладывать в школе. Ведь в исторической иллюстрации показываются костюмы, архитектура, оружие, посуда, экипажи, много всяких мелочей, вплоть до правил приличия, правил поведения. Если я изображу сумерничающего, который сидит, хотя человек выше чином стоит – будет неправильно, недопустимо для России XVIII-XIX веков: тогда, если входил старший чин, даже на ступеньку выше, то низший чин обязан был вставать, не имел права сидеть».
4. «Проблема, с которой часто приходится сталкиваться на занятиях это отсутствие фантазии. Часто ребята не в состоянии что-то придумать, им легче залезть в интернет и срисовать уже готовую композицию, иллюстрацию».
5. «Самая же главная проблема была и остается это с самого первого занятия воспитывать у учащегося цельности в композиции. Ощущение цельности. У него в рисунке не должно быть таких вещей, которые бы разрушали бы эту цельность».
Потом Виктор Глебович дал преподавателям важнейший совет: «В ходе работы над композицией, после того как была дана тема, очень важно помнить, что требуется поставить ребенку четкую, ясную и внятную цель. И в дальнейшем, когда идет начальный этап, рисуются эскизы и наброски необходима индивидуальная работа с учеником. Важно услышать его. Что он хочет показать на своих эскизах. Какова его основная цель. Самая важнейшая сторона работы педагога по композиции – это диалог с ребенком». Доклад продолжился за компьютером, где были показаны примеры студенческих композиций, каждая, из которых была прокомментирована. Продолжил Виктор Бритвин возле доски, где были показаны от руки основные ошибки в композиции на примерах заданий: формат композиции, тесно, просторно и т.п.
Р.S. Как и было подмечено один педагогом, весь доклад слушался на одном дыхании. Полностью с этим согласна.

Оксана Михайлова